15 сентября 2015 г.

Средневековое мыло

Нельзя сказать, чтобы средневековые жители европейских стран злоупотребляли чистотой. Мыло было достаточно ценным товаром, который был доступен только двум высшим сословиям: дворянству и духовенству.

Даже королева Испании Изабелла Кастильская созналась, что мылом она пользовалась всего дважды в жизни: при рождении и перед свадьбой.
В те времена истинная власть принадлежала священной инквизиции, которая жестоко карала за излишнее внимание, уделяемое телу, а не душе.


В Западную Европу мыло попало с рыцарями-крестоносцами, которые в XII веке привозили из Дамаска своим дамам сердца чудесные мыльные шарики. С этого и началась эпоха мыловарения в Европе. Правда, истинная мода на чистоту вернулась гораздо позже – ближе к XVII веку. Известно, что в XV и XVI вв. рыцари и купцы привозили пахнущие шарики из Венеции. На них были вытиснены лилии, еловые шишки, полумесяцы – первые, если можно так сказать, торговые знаки.

Производство мыла развилось в Англии: здесь находилось несколько крупных мыловарен, и отношение к этому ремеслу было очень серьезным. Например, в 1399 году король Генрих IV основал орден, отличительной привилегией которого было мытье в бане с мылом. Также в Англии в XIV веке была создана особая Мыловаренная гильдия, членам которой запрещалось даже спать под одной крышей с представителями других ремесел во избежание раскрытия секретов мыловарения.

Именно в Англии был выдан первый патент на производство мыла – это произошло в 1662 году.

Также одним из основных центров мыловарения стал французский Марсель благодаря доступу к такому сырью для мыловарения, как оливковое масло и сода. Масло, получаемое после первых двух прессовок, употреблялось в пищу, а после третьей использовалось для приготовления мыла. А душистые масла для мыла доставлялись из Прованса.

А вот с конца XIV века пальма первенства в мыловарении перешла от марсельских мыловарен к венецианским. Также мыловарение стало активно развиваться в Греции, Испании и Италии. Кстати, именно в Италии (в 1424 году) начали выпускать твердое мыло промышленным способом, при этом соединяя жиры не с золой, а с кальцинированной содой, что значительно снизило себестоимость производства.

Чуть позже мыловарни стали появляться и в Германии. Здесь для создания мыла использовали лошадиное, свиное, баранье и говяжье сало; китовый, рыбий и костяной жир. Добавляли и различные растительные масла – хлопковое и льняное.

В Россию же мыло попало еще через некоторое время. На Руси, в отличие от Европы, люди любили мыться в бане, и для мытья использовали щёлок, в качестве моющего средства использовали отвары брусники и белой фасоли. История мыловарения в России уходит своими корнями в допетровскую эпоху. Умельцы научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров. Таким образом, в каждом доме было налажено производства этого столь необходимого в быту продукта.

Ширилось число мелких мыловаренных мастерских, тем более что Россия располагала всеми необходимыми для этого ресурсами, и в первую очередь древесиной, так как в основе поташа лежала именно зола. «Поташным делом» в то время занимались целые деревни. Сваленные деревья сжигали в лесу, а из золы, путем выпаривания, делали щёлок. Поташ стал одним из основных продуктов экспорта, что привело к массовой вырубке лесов. К началу царствования Петра I остро встал вопрос о поиске более дешевого заменителя поташа. Проблема была решена в 1850 году, когда французский химик Николас Лебман смог получить из поваренной соли соду. Этот отличный щелочной материал вытеснил поташ.

Особой популярностью в допетровские времена пользовалось мыло костромских и валдайских мастеров. А промышленное производство мыловарения появилось в России при Петре I, но вплоть до середины XIX в. им пользовалась только знать. Крестьяне же стирали и мылись щелоком – смесью, получаемой из древесной золы, залитой кипятком и распаренной в печи.

Кстати, кусок мыла есть и в гербе одного из российских городов. В городе Шуя в XVIII веке мыло фабрики Ладыгина было знаменито на всю страну. Оно было изготовлено из коровьего и миндального масла, белое и цветное, с духами и без них. Варили пудами, фунтами в брусках, печатках и шариках.

Это мыло в то время считалось самым лучшим после итальянского мыла.

В рекламе говорилось: «Наше мыло крепкое... ядро для умывания и мытья признается вторым под итальянским и ишпанским».

Также одним из известных мыловаров на Руси был Гаврила Андреев в Твери. Он первый построил мыловарню с котлом. В Москве было две фабрики в Пресненской Новинской части. Тогда же было придумано и дегтярное мыло – «от скотских хворостей».

В 1839 г. по высочайшему соизволению императора Николая I было учреждено Общество для выделки стеариновых свечей, олеина и мыла. В том же году принадлежащий Обществу Санкт-Петербурский Невский завод начал производство этих товаров, и потому
1840 г. считается датой рождения знаменитой косметической линии «Невская косметика», которая пользовалась в дореволюционной России большой популярностью.

Мыло являлось для завода продуктом профильным и стратегически важным. Оборудование мыловарен постоянно модернизировалось, использовалась только самая передовая техника, что обеспечивало отменное качество изделий. А в 1843 г. на Всероссийской мануфактурной выставке завод получил право изображать на своей продукции Герб Российской Империи – такого знака в то время удостаивались только товары высочайшего качества.

В 1855 г. заводом была проведена первая рекламная кампания продукции Санкт-Петербурского Невского завода: рекламировалось мыло с простым названием «Черное».

В 1868 г. создается «Невское стеариновое товарищество», которое благодаря отменному качеству изделий быстро стало известно не только в России, но и в мире. Достаточно сказать, что продукции «Товарищества» было присвоено 10 Гербов Российской Империи. Уже в начале ХХ в. «Невское стеариновое товарищество» представляло собой солидное предприятие: оно производило 40 разновидностей свечей отличного качества, глицерин, стеарин, и, конечно, туалетное и хозяйственное мыло. Настоящую же славу российским мыловарам принесло мыло «Нестор», получившее международное признание и Золотую медаль на Парижской выставке.

К 1853 году в Московской губернии число мыловаренных фабрик выросло до восьми. Потребителями мыловаренных заводов стали многочисленные суконные, ситценабивные и красильные фабрики.

Известную московскую парфюмерную фабрику «Воля» основал в 1843 году француз Альфонс Ралле. Фабрика тогда называлась «Ралле и Ко» и выпускала мыло, пудру и помаду.

«Мыловаренный завод №1» основал выкупившийся из крепостной зависимости в 1845 году ярославский мужик Алексей Жуков. Визитной карточкой завода было мраморное мыло (бело-голубое), которое выпускалось глыбами по 135 пудов (более 2 тонн). Затем его резали на куски (по 400 грамм) и заворачивали в тройную обертку (белая бумага, фольга, сверху голубая бумага) с этикеткой, изображающей фабричную марку (логотип) "Жука-скоробея».

Оказывается, выпускали причудливое мыло уже в XIX столетии. Фабрика Брокара(«Товарищество Брокар и Ко») изготовляла мыло в необыкновенной форме: овощей, фруктов, зверьков. Мыло так было похоже на настоящий овощ, что покупателю было тяжело удержаться от забавной покупки. Основатель фабрики Генрих Афанасиевич Брокар был королем парфюмерии в России, а начинал он свое дело с нуля. Первоначальное оборудование его фабрики состояло из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки. Сначала он делал дешевое, копеечное мыло, но торговля пошла так живо, что в скором времени Брокар стал выпускать дорогие духи, одеколоны и мыло. Паровые машины на фабрике во многом заменили ручную работу.

Материал подготовила Наталия Лантвоева.
http://muzey-reklami.com.ua/mylovarennoe-delo

Комментариев нет:

Отправить комментарий